Программа действий по повышению эффективности работыобразовательных учреждений
города Рязани,направленной на сохранениепсихоэмоционального благополучияи
предупреждение антивитальногоповедения несовершеннолетнихна 2016-2020 годы

Актуальность

Работа над повышением уровня психологической безопасности образовательной среды с 2007 года вошла в число приоритетных направлений деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса в муниципальной системе образования. Планомерные усилия по развитию компетентности руководящих и педагогических работников в реализации системно-комплексного подхода к организации профилактической работы, по внедрению современных форм и технологий снижения социальных рисков, разработке и апробации профилактических программ для всех категорий участников образовательного процесса в рамках инновационных проектов и экспериментальных площадокимеют положительные результаты: образовательные учреждения в последние годы стали больше внимания уделять профилактической работе, педагоги и психологи осваивают эффективные методы профилактики, двадцать одна школа внедряет в образовательный процесс службу примирения, школьные психологи и социальные педагоги активно включают в свою работу профилактические тренинги и занятия, пять лет при Центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи действует Мобильная антикризисная группа специалистов, проводится множество профилактических мероприятий различной направленности.
Однако эта работа нуждается в дальнейшей систематизациии повышении эффективности. Результаты отдельных акций или просветительских лекций приглашённых специалистов зачастую не закрепляются педагогами в регулярной работе с семьёй и учащимися. Классные руководители испытывают значительные трудности, относятся с большой осторожностью и опаской к профилактической работе с несовершеннолетними: они не всегда знают, что делать в сложных ситуациях и как говорить с учащимися на «трудные» темы, чтобы «не навредить», теряются в кризисных ситуациях. По-прежнему преобладают запретительно-устрашающая и ситуативно-ориентированная стратегии профилактики. С трудом реализуются принципы дифференцированности и индивидуальной ориентированности.Проблемой является и то, что классные руководители, даже имея необходимые знания, редко владеют методами интерактивного взаимодействия, которые являются наиболее эффективными в работе с учащимися и родителями и позволяют реализовывать позитивную стратегиюпрофилактики.
Одним из наиболее сложных направлений профилактической работы является предупреждение психоэмоциональных расстройств и суицидального поведения учащихся, при этом его актуальность очень велика.
Трагические события, произошедшие в Рязани в 2015-2016 учебном году, требуют признать деятельность по сохранению психоэмоционального благополучия и предупреждению антивитального поведения учащихся приоритетной для образовательных учреждений, а для повышения эффективности этой деятельности необходимо обеспечить системно-комплексный подход к её организации.

Цель программы:

повышение уровня психоэмоционального благополучия несовершеннолетних в семье и школе; предупреждение антивитального поведения среди детей и подростков.

Задачи:

  • 1. Систематизировать усилия педагогических коллективов по профилактике психоэмоциональных расстройств среди несовершеннолетних и повысить эффективность комплексной психолого-педагогической поддержки несовершеннолетних в укреплении их внутренних адаптивных ресурсов и в преодолении сложных жизненных ситуаций.
  • 2. Повысить уровень психолого-педагогической грамотности родителей учащихся, укрепить профилактические ресурсы семьи, содействовать созданию в семье благоприятного психологического климата.
  • 3. Развить социально-психологическую компетентность педагогов в вопросах профилактики, внедрить современные технологии и формы профилактической работы в практику школ.
  • 4. Укрепить информационную, программно-методическую и кадровую базу профилактической работы в образовательных учреждениях.

Нормативно-правовые основы:

  • 1. Конституция Российской Федерации.
  • 2. Федеральный Закон Российской Федерации от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  • 3. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • 4. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 09.10.2007г. № 1351).
  • 5. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (Указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761).
  • 6. Методические рекомендации по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях (письмо Минобрнауки России от 18.01.2016г. № 07-149).

Научно-методические основы:

Базовая стратегия программы – позитивно ориентированная, что предполагает направление основных усилий:
1) на укрепление внутренних ресурсов личности каждого ребёнка (эмоциональная привязанность к значимым родным и близким; выраженное чувство долга; ценность собственного здоровья, боязнь причинения себе физического ущерба; убеждённость в собственных возможностях; наличие жизненных, творческих, семейных и других планов, замыслов; наличие духовных, нравственных и эстетических ценностей; психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряжённости);
2) на создание благоприятных внешних условий его развития (психолого-педагогическая грамотность родителей, готовность слушать и слышать своих детей, эмоциональный, доверительный контакт в семьях, преодоление бестактного, чёрствого, безразличного или чрезмерно требовательного отношения родителей к детям, а также благоприятный психологический климат в школьных коллективах, готовность поддержать и помочь каждому в сложной для него ситуации, преодоление формального, отстранённого, эмоционально холодного стиля взаимодействия педагогов с учащимися, распространение ненасильственных способов разрешения конфликтных ситуаций).
Для обеспечения системности профилактической работы планируемые в рамках программы мероприятия реализуются в определённой последовательности и взаимосвязина разных уровнях – муниципальной системы образования, образовательного учреждения, класса, семьи, ребёнка.
Реализация комплексного подхода предполагает, что программа включает мероприятия общей и специфической профилактической направленности для различных целевых групп: несовершеннолетних, их родителей, руководящих и педагогических работников, а также специалистов социально-психологической службы образовательных учреждений – для всех участников образовательного процесса.

Эффективность в решении поставленных задач обеспечивается:
- консолидацией имеющихся в системе образования ресурсов и их интенсивным пополнением;
- активным внедрением современных технологий профилактической работы с необходимой информационно-методической поддержкой;
- анализом промежуточных результатов и отзывов участников, при необходимости – корректировкой планов;
- психологическим сопровождением силами специалистов Городского центра профилактики (ЦППМСП) и участников Мобильной антикризисной группы.

Структура программных действий.
1) Основной блок программы – 2 серии профилактических мероприятий для несовершеннолетних и их родителей, которые проводятся в каждом классе всех школ в октябре и в марте, чтобы подготовиться к наиболее нестабильным сезонам с повышенным риском психоэмоциональных расстройств и депрессивных состояний у несовершеннолетних. Планируется проведение в интерактивных формах для учащихся – тематических классных часов, для родителей – тематических родительских встреч. Профилактическая тематика классных часов соответствует возрасту детей и посвящена типичным для этого возраста проблемам, а родительских встреч – возрастным особенностям детей, актуальным для возраста рискам и задачам детско-родительского взаимодействия (Приложение 1 ).
2) Блок работы с педагогическими и руководящими работниками включён в программу в целях повышения мотивации педагогов и развития их компетентности:

  • на уровне образовательных учреждений – тематические проблемные семинары для педагогов в октябре и в марте;
  • на уровне муниципальной системы образования – тематические выступления на секционных заседаниях августовской конференции, семинары-стажировки в сентябре и в феврале для заместителей директоров по воспитательной работе и для школьных психологов, семинар-совещание для заместителей директоров школ по учебной работе в сентябре, семинар-практикум для классных руководителей по 3 группы в сентябре –декабре и в январе – апреле (Приложение2 ).
3)Блок сопровождения обеспечивает поддержку образовательных учреждений и включает в себя:
  1. пакеты информационных и методических материалов, подготовленные специалистами Центра ППМС-помощи;
  2. выпуски электронного издания «Школа без опасности» и тематические памятки, подготовленные участниками Мобильной антикризисной группы;
  3. привлечение при необходимости участников МАГ к проведению запланированных мероприятий;
  4. консультативная помощь детям и родителям специалистов Центра в сложных ситуациях;
  5. индивидуальная методическая помощь.
4)Дополнительный блок предлагает образовательным учреждениям возможность дополнить свою профилактическую работу:
  1. участием детей и подростков в профилактических занятиях и тренингах на базе Центра ППМС-помощи;
  2. участием в городской программе поддержки школьных служб примирения «Мосты»;
  3. участием руководителей, педагогов и школьных специалистов социально-психологической службы в мероприятиях, посвящённых профилактической тематике;
  4. знакомством с опытом профилактики насилия, агрессии и буллинга в школьной среде на презентациях участников муниципального инновационного проекта «Школа против насилия».
Перспективы развития программы связаны с возможностью повысить её эффективность и устойчивость полученных результатов, придав цикличность запланированной деятельности. Реализация предложенной системы работы в течении 4-х лет при условии ежегодного обновления тематики в работе и с учащимися, и с родителями, и с педагогами позволит охватить все наиболее значимые проблемы каждого возрастного периода (1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы) и реализовать принципы преемственности, координации, целостности и содержательной насыщенности.

Планируемые результаты работы

1. Педагогические коллективы систематизируют работу по профилактике психоэмоциональных расстройств и суицидального поведения несовершеннолетних и повысят её эффективность.
Проведение в системе профилактических классных часов в интерактивных формах с учётом возрастных особенностей, поддерживая диалог, основанный на принятии и поддержке каждого ребёнка, активизирует субъектную позицию детей и подростков, значительно укрепит их внутренние ресурсы для преодоления сложных жизненных ситуаций, расширит репертуар совладающего поведения, снизит риск эмоциональных срывов и антивитальных действий.
2. Родители несовершеннолетних получат необходимую им поддержку, повысят свою психолого-педагогическую информированность и освоят более эффективные возможности взаимодействия с детьми и снижения социальных рисков.
Регулярные встречи с родителями, организованные в диалоговой форме, ориентированные на помощь семье, основанные на взаимном уважении и поддержке, помогут укрепить не только профилактические ресурсы семьи (улучшат понимание ребёнка и его проблем, готовность к принятию переживаний ребёнка, сочувствию, сопереживанию, поддержке), но и доверие между семьёй и классным руководителем, готовность к сотрудничеству, особенно в сложных ситуациях.
3. Педагогические и руководящие работники образовательных учреждений повысят свою компетентность в сфере профилактики психоэмоциональных расстройств и суицидального поведения несовершеннолетних.
На ежегодных тематических стажировках заместители директоров и специалисты социально-психологической службы на практике овладеют интерактивной технологией проведения педагогических советов, родительских встреч и классных часов по отдельным темам, получат методические разработки, с которыми они смогут ознакомить педагогов на внутришкольной стажировке. Эти материалы, а также общие подходы к организации профилактических мероприятий помогут классным руководителям более эффективно заниматься профилактикой и самостоятельно готовиться к другим профилактическим темам. Участники семинаров-практикумов освоят базовые подходы к организации, современные формы и технологии профилактической работы, получат психологическую помощь и поддержку.
5. Информационно-методическая база профилактической работы в школе будет систематизирована и значительно расширится.
Программа предусматривает ежегодное постепенное пополнение методической копилки для начальной, средней и старшей ступени, в каждой параллели – как для работы с учащимися, так и для работы с родителями. Таким образом, в течение четырёх лет каждая школа будет иметь полный пакет апробированных методических материалов профилактической работы по наиболее актуальным вопросам сохранения психологической безопасности в школе, а педагоги смогут получить необходимый опыт и уверенность в реализации интерактивной технологии, что позволит повысить эффективность профилактической работы с учащимися и их родителями

ПЛАН РАБОТЫ по сохранению психоэмоционального благополучия и предупреждение антивитального поведения учащихся на 2016-2017 учебный год