ПРОЕКТ «Школа против насилия: Система противодействия буллингу в образовательной среде»


Актуальность

     Проблема, которая сегодня волнует и родителей, и педагогов, и всю российскую общественность, – высокие показатели самоубийств и рост агрессии среди детей и молодежи. Многие исследователи напрямую связывают это со всё большей распространенностью в школах разного рода насилия, и прежде всего – буллинга. При этом очень важно, чтобы именно в школе дети увидели и освоили образцы противодействия «агрессорам», способы защиты и поддержки «жертв», получили опыт установления справедливых и обязательных для всех правил взаимодействия. Это требует целенаправленных, системных действий всего педагогического коллектива, однако на практике в большинстве случаев конкретный педагог оказывается один на один со сложной ситуацией, воспринимает её как единичную и пытается справиться в одиночку. В результате, не имея устойчивых положительных результатов, педагоги чувствуют бессилие и растерянность, предпочитают «не замечать» проявлений буллинга, придерживаясь тех или иных мифов на этот счёт. Фактически такая позиция приводит к дальнейшему распространению насилия в школьной среде в различных формах, в том числе и в наиболее тяжелой – буллинга.

Идея проекта:

    Повысить уровень психологической безопасности образовательной среды, снизить уровень насилия в школьных сообществах посредством системных усилий по противодействию буллингу на основе применения авторской программы доктора психологии Б.Лоузи, профессора университета Цинцинатти (Огайо, США), успешно реализованной на практике.

Цель проекта:

     Построение эффективной системы деятельности школьных сообществ по преодолению и предупреждению в школьной среде различных форм буллинга как необходимого условия обеспечения психологической безопасности всех участников образовательного процесса.

Задачи:

  • 1. Формирование у всех участников образовательного процесса личностных и социальных компетенций конструктивного ненасильственного взаимодействия с окружающими, в том числе в ситуациях буллинга.
  • 2. Разработка и апробация системы работы по противодействию буллингу в школе.
  • 3. Внедрение систем преодоления и предупреждения буллинга в деятельности школы.
  • 4. Изучение буллинга в школьных сообществах в динамике.
  • 5. Обеспечение информационного сопровождения проекта.
  • 6. Обобщение и распространение опыта участников проекта в городском образовательном пространстве.

Участники проекта и их функции:

  • Центр ПМС-сопровождения (Рязань) – общее руководство и координация
  • Профессор Бутч Лоузи (США)– методическое руководство и супервизия
  • Школы №№ 8, 11, 14, 37, 38, 68 – разработка и внедрение системы противодействия буллингу
  • Межрегиональный центр дополнительного образования – организация повышения квалификации педагогов-участников и информационное сопровождение проекта

Организация проекта:

   Проект является сетевым. Сеть включает в себя 8 образовательных организаций, в каждой из которых создаются координационные советы, организующие согласованную проектную деятельность в своих учреждениях и сетевое взаимодействие, что позволяет максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы и добиваться устойчивых результатов, пригодных для дальнейшего распространения в городском образовательном пространстве.
    Координационный совет МБОУ СОШ № 14:
Астахова М.А. – заместитель директора
Грецова Н.И. – педагог-психолог
Исайкина Т.В. – классный руководитель 2 Б класса
Никонова М.В. – классный руководитель 7 В класса
Бурцева Т.Б.  – классный руководитель 9 А класса
Вакар Т.А. – классный руководитель 10 Б класса

Этапы:

  • 1. Подготовительный (август – ноябрь 2013)
  • 2. Реализация:
  • • проектирование и планирование (декабрь 2013 – январь 2014)
  • • разработка и апробация мер противодействия буллингу (январь – июнь 2014)
  • • внедрение системы противодействия буллингу в деятельность школы (август 2014 – июнь 2016)
  • 3. Обобщение и распространение опыта (март 2015 – декабрь 2016)

Ожидаемые результаты

  • Проведение обучающих семинаров, тренингов и деловых игр, консультации научного руководителя, а также мероприятия по анализу опыта и обмену эффективными практиками повысит уровень личностной и социальной компетентности в области ненасильственного взаимодействия и противодействия буллингу у педагогов 6 школ – участников проекта.
  • В школах – участниках проекта будут отработаны и внедрены в деятельность эффективные системы противодействия буллингу, учитывающие особенности школьных сообществ, что улучшит социально-психологический климат, обеспечит более высокий уровень безопасности, распространение идей ненасильственного взаимодействия, снизит проявления насилия, агрессии, конфликтности в школьной среде.
  • Создание интернет-ресурса с материалами проекта, подготовка комплекта информационно-методических материалов и сборника статей участников проекта познакомят педагогов рязанских образовательных учреждений с результатами проекта и активизируют идеи противодействия насилию в школьных коллективах среди педагогов.
  • Проведение городских семинаров для руководителей и педагогов рязанских школ по материалам проекта с презентацией опыта школ-участников создаст условия для широкого распространения в школах города успешных практик противодействия буллингу.

Полезные материалы

Сетевой проект «Школа против насилия. Система противодействия буллингу в образовательной среде»

Общешкольное родительское собрание 9.12.2014 «Школа против насилия. Система противодействия буллингу в образовательной среде»

Мониторинг подростков, учителей и младших школьников

Виды агрессии и способы реагирования (полезно РОДИТЕЛЯМ!!!)

Советы: как НЕ ПОПАСТЬ В ГРУППУ РИСКА...

Памятка1 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,    Памятка 2 ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ребенок не вписывается в коллектив

ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ_2012.01_Вып.1_Буллинг

Проект в действии. Читайте новости....

Заседание круглого стола

30 января 2015 года в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14 с углубленным изучением английского языка» состоя ...