Всемирный день предотвращения самоубийств или Всемирный день предотвращения суицида (World Suicide Prevention Day) — международная дата, которая отмечается по всей планете ежегодно, 10 сентября.
Всемирный день предотвращения самоубийств проводится по инициативе Международной ассоциации по предотвращению самоубийств (МАПС) при активной поддержке Всемирной организации здравоохранения и под патронажем Организации Объединённых Наций.
МБОУ «Школа № 14» принимает участие в городском проекте по сохранению психоэмоционального благополучия на 2016-2020 годы. Ознакомиться с работой данного проекта в нашей школе вы можете на школьном сайте в разделе «Проекты» -> Программа по сохранению психоэмоционального благополучия детей и подростков на 2016-2020 годы
Согласно данным ВОЗ, самоубийство является 13-й по счёту причиной смерти во всём мире, а в возрастном диапазоне от 15 до 44 лет его значимость поднимается до четвёртого места. В 2000 г. по разным данным от 815 тыс. до 1 млн. человек во всём мире покончило с собой. Есть основания предполагать, что уровень зарегистрированных самоубийств остаётся заниженным на 20%, а в некоторых регионах мира – на 100% в результате преобладающих социальных или религиозных взглядов на самоубийство.
Согласно приводимой ВОЗ статистике, в третьем тысячелетии от суицида погибает больше людей, чем из-за всех войн и насильственных убийств вместе взятых. В большинстве экономически развитых странах мира самоубийство входит в первую десятку причин смерти.
Самоубийство представляет собой весьма значимую моральную и экономическую проблему. Мировые экономические потери от суицида составили 1,8% глобального бремени болезней в 1998 г. и составят 2,4% к 2020 г., когда количество людей, умерших от суицида достигнет 1 530 000 в год. Примерно в 10-20 раз большее количество людей совершает суицидальные попытки, что выдвигает данную форму аутоагрессии на 6-е место среди причин потери трудоспособности. Более того, каждый случай самоубийства связан с переживанием тяжёлой травматической реакции горя родными и близкими покончившего с собой человека, на чьи жизни этот поступок влияет эмоционально, социально и экономически.
Профилактика суицидального поведения представляет собой одну из важнейших задач общества, осуществление которой возможно только при интеграции усилий множества ведомств в единую превентивную стратегию. Всемирный день предотвращения суицида, по замыслу представителей Международной ассоциации по предотвращению самоубийств, призван привлечь внимание властей и общественности к этой проблеме.
Суицид, умышленное самоповреждение со смертельным исходом — беда, которую можно предотвратить — в большинстве случаев. Самое страшное, что все чаще на этот роковой шаг решаются молодые люди, у которых все еще впереди. Суицид рассматривается как ведущая причина смертей во всем мире, поэтому он является значительной общественной проблемой.
Проблема суицидального поведения современной молодежи
Особое место занимает так называемый подростковый суицид, или, как говорит медицина, «пубертатный суицид», т.е. в период полового созревания. Наиболее опасный для суицида возраст — около 30 лет — стал уменьшаться до 24 и даже 15 лет, суицидологи были вынуждены констатировать страшный показатель «помолодевшего суицида.
К таким поступкам часто несовершеннолетних подталкивают:
- семейные конфликты и неблагополучие,
- боязнь насилия со стороны взрослых,
- конфликты с учителями, одноклассниками, друзьями,
- чёрствость и безразличие окружающих.
Подростки, решившиеся на самоубийство, делали это для того, чтобы… обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы, и протестовали, таким образом, против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых.
Почему? Что заставляет молодых, физически здоровых и с виду благополучных людей резать вены, глотать смертельные дозы таблеток, вешаться и прыгать с крыш высотных домов?
Существует ряд причин, которые встречаются у подростков — суицидентов наиболее часто. Каждый случай суицида — индивидуален, и равнять их по одной линейке никак нельзя, но некоторые общие тенденции, присущие именно подростковым и детским суицидам, все же существуют. И, надо сказать, они в значительной мере отличаются от причин, по которым добровольно уходят из жизни взрослые люди.
- Любовь
Романтически настроенные юноши и девушки, испытавшие первое разочарование в любви, имеют высокую склонность к суициду. Причем, чаще всего они театрально обставляют свое самоубийство, долго его планируют, продумывают предсмертные записки, и особенно заботятся о том, чтобы после смерти их тела выглядели красиво. Нередко способы самоубийства копируются из художественной литературы и фильмов.
- Родители
Невнимание со стороны родителей или же конфликты с ними чаще всего являются причиной именно детских суицидов. Самоубийства такого рода часто являются случайными, например, когда ребенок хочет только напугать маму, чтобы она обращала на него больше внимания, но в результате, не рассчитав вреда, наносимого себе, погибает. Поэтому в данном случае психологическую работу следует вести не с детьми, поступки которых являются в какой-то мере зеркалом, отражающим поведение их отцов и матерей, а с самими родителями.
- Учеба
Учебный процесс и сложности, связанные с ним — достаточно распространенная причина самоубийства. Особенно часто встречается она у студентов, обучающихся точным наукам и осваивающих технические специальности (особенно часто — студенты физико-математических институтов, будущие программисты, генетики, химики и т.д.). Такие подростки, как правило, имеют высокий и очень высокий коэффициент интеллекта, и это делает их в некоторой степени изгоями среди сверстников.
- Мода и подражание
Возможно, это покажется диким и странным, но в последнее время самоубийство, особенно групповое, у молодых людей вошло в моду. Вообще стоит сказать, что массовая культура современности всячески способствует этой «смертельной моде». Создается бесчисленное множество кинофильмов и книг где кто-то убивает себя, по какой-то неизвестной причине, приобретает ранг непризнанного гения, и вызывает у подростков желание следовать его примеру.
- Одиночество
Чувство одиночества — весьма частая причина суицидальных попыток и завершенных суицидов у подростков. Одиночество коренится глубоко в психике неуверенных в себе, замкнутых и ранимых молодых людей. За этим чувством тянется постоянная мысль о том, что никто не способен понять подростка, и что с ним вообще что-то «не так». Подростки становятся изгоями и объектами для насмешек, что, конечно, тоже играет немалую роль в решении ребенка или подростка добровольно уйти из жизни.
- Психические заболевания и расстройства личности
Отклонения в психике человека могут вызвать суицидальное поведение. Опасность суицида является одной из основных причин принудительного направления в клинику больных аффективными психозами или иными тяжелыми психическими расстройствами
- Другие причины
Самоубийства, связанные с неизлечимыми заболеваниями, неполноценностью, уродствами. Как правило, у подростков формируется крайне болезненное отношение, как к своей внешности, так и к внешности сверстников. И врожденные уродства, неизлечимые болезни, любая неполноценность могут опять же вызвать осуждение и издевки со стороны сверстников.
Самоубийства, связанные с причастностью подростка к религиозным сектам. Подростки, ищущие себя, нередко попадают в сети религиозных сект. Все эти причины могут выступать в различных комбинациях, или даже выступать все вместе, но в менее выраженных формах (то есть, генеральной причины нет, есть множество беспокойств, которые, накапливаясь, подводят подростка к краю бездны).
За любое суицидальное поведение ребёнка в ответе взрослые! Ко всем намекам следует относиться со всей серьезностью.
Психологическая формула суицидента не так проста, как это обыкновенно думают. Сказать, что он устал, испытывает отвращение к жизни, еще не значит определить эту формулу.
Под влиянием социальных, социально-психологических и психологических причин у человека, решившего покончить с собой, наблюдаются изменения в поведении. Поведение может меняться постепенно или внезапно. Чтобы предотвратить намерения подростка покончить с собой, необходимо вовремя заметить изменения, определить уровень риска для совершения им самоубийства и использовать все необходимые возможности для его предотвращения.
Признаки:
- заметная перемена в обычных манерах поведения человека;
- потеря аппетита или импульсивное обжорство,
- бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
- частые жалобы на соматическое недомогание (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти;
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;
- погруженность в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее («Почему это должно меня беспокоить? Завтра я могу умереть»);
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
- приобщение к алкоголю или наркотикам или усиленное их потребление.
Словесные заявления:
- «Ненавижу жизнь»;
- «Они пожалеют о том, что они мне сделали»;
- «Не могу больше этого вынести»;
- «Я покончу с собой»;
- «Просто жить не хочется»;
- «Никому я не нужен»;
- «Это выше моих сил» и др.
И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Ваши отношения должны быть тем местом, куда ребенок может возвращаться в любое время и отдыхать. Быть там столько, сколько ему нужно, и только набравшись сил, снова выходить в «большой мир».
Если вы хотите, чтобы ваши дети вас уважали и слушались вас, ценили ваши советы, следуя и следуя им, строили свою жизнь счастливо – будьте счастливы сами! Станьте для ребенка таким примером, которому захочется подражать.
Оценка взаимоотношений с ребенком
Суицид – это поступок! Это крик души, если хотите! Который вовремя не был услышан окружающими, родителями в первую очередь.
Что мы знаем о наших детях, кроме того, что они у нас самые лучшие, тихие и честные? Сидят тихо у компьютера, играют.
По подворотням не шатаются, спиртное и наркоту не употребляют. А что там у них в душе?
С кем они дружат и дружат ли вообще? И где эти друзья? Чем дышат? О чем мечтают? Что слушают, смотрят, читают и читают ли вообще?
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребенком.
- Рождение вашего ребёнка было желанным?
- Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
- Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
- Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
- Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
- Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
- Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
- Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях?
- Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
- Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
- Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
- Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
- Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе?
- Вы первым идёте на примирение, разговор?
- Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили «ДА», значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку.
А если у вас большинство «НЕТ», то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!